Фидо-есть

Михаил Браво

mbravo@netscape.net

Периодически в печати или в разговорах "околокомпьютерных" людей можно услышать упоминания об этой самой сети ФИДО, о фидошниках, о том, кто это такие и что они там, собственно, делают. Спектр рассуждений довольно широк — от достаточно смешных, хотя и скандальных рассказов о повально-хакерско-тинейджерском характере сети как таковой до сравнений конференций ФИДО с конференциями Usenet и в Интернете. К сожалению, в подавляющем большинстве случаев высказываемые публично мнения не основываются на достаточном знакомстве с ФИДОнет. В лучшем случае автор знаком с "краткой историей" и/или встречался в жизни или по электронной почте с несколькими участниками ФИДО — отсюда вырастают часто загадочные обобщения.

В то же время эта сеть далеко не так проста, и история ее развития в России тесно связана с развитием Интернета как по хронологии, так и по формированию своеобразной социальной "подложки". В силу своей технологии ФИДО способна появиться в произвольном населенном пункте раньше, чем Интернет, и остаться там позже — до тех пор, пока есть телефонная связь с внешним миром. Однако у нас в России обе эти сети (вопреки существующему заблуждению) появились практически одновременно — очевидно, просто в силу создания достаточной насыщенности географической территории необходимыми техническими средствами и людьми, способными и заинтересованными эти средства использовать. Те, кто считает Интернет появившимся существенно позже, ориентируются на понятие "Интернет" в его сегодняшнем виде — как быстрой, практически полностью интерактивной сети, построенной на дорогих выделенных каналах. А в 1990-1991 годах таких каналов не было, и потому уголок Интернета у нас отличался от ФИДО только названиями протоколов, а пользовался теми же коммутируемыми телефонными линиями и не предоставлял практически никаких услуг, кроме электронной почты и небольшого числа конференций USENET. И даже по количеству "узлов" у этих сетей практически не было отличий — по одному-два узла в крупных городах.

Обратимся все к той же "краткой истории". Сеть ФИДОнет, как гласит ее Устав (POLICY), была создана американцем Томом Дженнингсом в 80-х годах. Собственно, была создана технология, позволяющая двум или более людям, имеющим компьютер, модем и телефонную линию, обмениваться сообщениями. Сама технология как таковая не содержала в себе никаких принципиально новых компонентов, но, как это часто бывает, потребовался творческий подход заинтересованного "технаря", чтобы собрать из имеющихся коммуникационных "кубиков" достаточно универсальную программу-"почтальон". По мере роста популярности технологии стали появляться писаные и неписаные правила, первоначально направленные на решение организационных и технологических вопросов, таких как экономия денег при пересылке сообщений по междугородным линиям связи. Однако с ростом числа участников этой системы обмена сообщениями набор правил стал постепенно принимать все более официальную и даже бюрократическую окраску. То, что в конечном счете стало Уставом ФИДОнет, содержало, кроме базовых технических требований, массу указаний о процедурах разрешения споров, назначениях, правах и обязанностях координаторов различных уровней и тому подобной канцелярщине. К сожалению, это привело к затушевыванию для многих основной идеи и предназначения сети — общение людей.

Фидонет организована иерархически. В первую очередь, она делится на зоны, примерно соответствующие континентам. Россия находится в зоне 2, соответствующей Европе. Каждая зона делится на регионы, примерно соответствующие странам. Регион России имеет номер 50. Регион подразделяется на сети. Сеть примерно соответствует крупному городу или области, но формально определяется как участок, внутри которого стоимость телефонного звонка равна нулю или невелика. Например, номер сети Петербурга — 5030, Москвы — 5020, Владивостока — 5045. Внутри каждой сети существуют узлы — станции с уникальными внутри сети номерами. Они и являются составляющими сеть участниками. Каждый узел может по своему желанию принимать к себе так называемых "пойнтов". Название происходит из формы написания адреса — он отделяется от номера узла точкой. Пойнт не является полноправным участником сети и получает всю свою почту от узла-босса. Таким образом, адрес в ФИДО формируется так — зона:сеть/узел.пойнт или (если узел не входит ни в одну из сетей) — зона:/регион/узел.пойнт.

Если вы знаете чей-то адрес в ФИДО и хотите написать ему через Интернет, то напишите адрес таким образом: Иван.Сидоров@P[пойнт].F[узел].N[сеть].Z[зона].FIDONET.ORG

К моменту появления в России, если я не ошибаюсь, ФИДОнет уже была самой большой в мире любительской некоммерческой сетью. В России сеть возникла как-то сразу в нескольких местах почти одновременно, в середине и конце 1990 года. Центром стал Новосибирск, где Женя Чуприянов создал узел, забиравший почту из Чехословакии. Вскоре после этого появились узлы в Челябинске (Юра Потапюк) и Москве (Петр Квитек), и Женя создал регион 50 (Россия). Узнав об этом в Петербурге, я, будучи к тому времени пойнтом эстонской станции под названием GOODWIN BBS (2:490/20), срочно связался с Женей в Новосибирске; так в Питере тоже появился узел с адресом 2:50/200. Дальнейший рост количества узлов был почти экспоненциальным — их число удваивалось каждый год. На сегодняшний день только в Петербурге число узлов превышает шесть сотен.

С самого начала можно было разделить узлы на две категории — домашние и те, что на работе. В отличие от большинства узлов за границей, у нас мало кто мог позволить себе, скажем, получать почту из Эстонии или Чехословакии за свой счет. Поэтому международная или междугородная почта перекачивалась каким-либо одним в городе узлом, находящимся в организации, которая позволяла себе подобные расходы. Из этого факта позже стали возникать домыслы о "повальной халяве", на которой построена ФИДОнет. Давайте посмотрим правде в глаза — никакая организация не позволит тратить свои деньги просто так (даже в советские времена требовалось хоть какое-то объяснение). Поэтому я могу уверенно заявить — в большинстве случаев подобное использование телефона было согласовано держателями узлов с администрацией или начальством. Разумеется, начальство всегда может передумать — и так случалось, и пути хождения почты приходилось менять, часто кардинально. Но почта ходила. Люди, которым раньше пришлось бы ждать недели и месяцы, пока их бумажное письмо друзьям путешествовало по российским просторам, теперь могли обменяться электронными письмами за несколько дней, причем совершенно бесплатно (не считая наличия компьютера и модема). Сам факт возможности такой коммуникации — на тот момент — потрясал. В конце 90-го года я переписывался с Новосибирском, Таллином, Москвой так, как если бы они были в соседней комнате. Я общался с людьми со всего мира в эхо-конференциях, получаемых через ФИДО -узел в Эстонии. Во время путча в 91-м на мою станцию в Технологическом институте прямыми входными звонками присылали сочувственные письма люди из Италии, США, Франции...

Постепенно, кроме личной почты (NETMAIL), наряду с заграничными англоязычными конференциями стали появляться и местные, российские. Сначала "общеразговорные", а потом и более специальные — посвященные музыке, компьютерам, компьютерным играм, чему-то еще. На сегодня таких конференций — сотни, а общаются в них тысячи (если не десятки тысяч) людей во всем СНГ.

Теперь давайте посмотрим на все это с точки зрения, если угодно, демографии. Со временем, в процессе расширения сети в нее пришли тысячи людей. Сеть уже давно не состоит только из энтузиастов коммуникации как таковой, наоборот — большую часть составляют самые обычные люди, получившие в свои руки готовый (как им кажется) инструмент общения. Они и общаются — в меру своих интересов. В такой обширной людской массе стало уже просто найти любой желаемый социальный срез. Отсюда и газетные статьи: хочется показать пальцем на нехороших "компьютерных мальчиков" — берем ФИДОнет и показываем. Ведь про него мало кто слышал, поэтому его можно нарисовать в любых тонах. Вдумчивый читатель понимает, что с тем же успехом точно таких же хакеров можно найти и в Интернете (и в больших количествах), но ведь для этого надо вдуматься, а пальцем уже показали. Точно так же стали возникать и расти внутренние проблемы сети. Среди тысячи человек всегда найдется кто-то, кому в удовольствие поскандалить на публике, испортить кому-то настроение, устроить жаркую дискуссию на тему того, кто кому и что именно должен в сети, почему координаторы координируют (или не координируют) так, как хочется данному конкретному индивидууму. Возникают скандалы, иногда даже довольно неприятные. Уже были случаи вытаскивания личной неприязни из сети в реальную жизнь, и наоборот. Конечно, все это крайне неприятно. Падает соотношение полезной информации и шума в технических конференциях; иногда меняется не в лучшую сторону или временно портится атмосфера в конференциях "разговорных". Но — и это я считаю главным — все это лишь шелуха. Основой сети являются не крикуны и не скандалисты. Основой являются люди, которые мало пишут и которых средний участник эхо-конференции и не знает (особенно если сам он не узел сети). Эти люди поддерживают функционирование своих узлов. На работе — выкраивая моменты во время рабочего дня, оставаясь ночами. Дома — иногда лишаясь телефона для разговоров или копя деньги на проведение второй линии специально для почты. Благодаря этим людям все мы — участники ФИДОнет — можем продолжать общаться. Именно их подход характеризует эпиграф этой статьи — цитата из Геродота, высеченная на здании почты в Нью-Йорке. А с неприятностями мы справимся, если захотим.

Михаил Браво,

mbravo@netscape.net




Hosted by uCoz